Флористика - это настоящее искусство, позволяющее создавать сложные цветочные композиции и удивительные детали декора.Без всего этого просто невозможно представить ни одно торжественное выездное мероприятие.
О секретах мастерства рассказывает Анастасия Кутукова, генеральный директор ООО "Флореллино".
-Как давно работает на рынке Ваша компания?
-Я создала компанию в 2011 году, сразу после окончания магистратуры Высшей школы экономики и поступления в аспирантуру РГГУ. Правда заниматься созданием компании я начала значительно раньше, еще в 2009 году. После того, как я определилась с бизнес-проектом, стало ясно, что такой специфический бизнес, как флористика, требует специальных знаний.
Основы этих знаний я приобрела, пройдя курс обучения в международной школе флористики «Николь». Но вообще-то это было только начало. Сейчас я постоянно посещаю курсы-семинары европейских флористов, которые приезжают в Москву. Стараюсь ничего не пропускать. За изменяющейся модой во флористике слежу по зарубежным и российским журналам, книгам, монографиям. Скоро придется выделить для этих целей дополнительно еще один шкаф.
На первом этапе у меня был цветочный магазин, но через несколько месяцев я поняла, что практически невозможно заниматься розницей и одновременно продвигать какие-то другие направления деятельности. Кроме того, для развития магазина надо было постоянно там находиться и направлять работу продавцов. Поэтому в прошлом году было принято решение закрыть магазин, что позволило максимально сконцентрироваться на флористике и декоре различных мероприятий, работе по сезонному оформлению помещений, флористическому сопровождению корпоративных событий, создании авторских букетов, которые учитывают индивидуальные пожелания заказчиков, тематику мероприятий, время года и другие особенности.
Последнее время очень много заявок на оформление свадеб. Я занимаюсь не только флористикой, но и декором. С детства люблю делать что-то руками. Люблю лепку, брала уроки живописи, могу соорудить из проволоки сложные конструкции, сделать каркас из прутьев или подручного материала, люблю делать игрушки из цветов.
В прошлом году приняла участие в конкурсе «Moscow flower show, новые имена». Заняла 3-е место в номинации «Украшение стола». Приняла участие и в «Московской весне 2013».
-Как часто Вы сотрудничаете с ресторанами и кейтерингом?
-На первом этапе я работала только с ресторанами, а сейчас в моем графике значится сотрудничество с несколькими кейтеринговыми компаниями. Я всегда открыта для сотрудничества. Мне очень нравится, как работают эти компании. Так все красиво! Сервировка - это же настоящее художественное творчество! Есть чему поучиться. Да, и свое мастерство можно продемонстрировать.
-Какие мероприятия Вам приходится оформлять чаще всего?
-Я думаю, что все зависит от сезона. Летом чаще случаются выездные мероприятия, зимой – работа в закрытых помещениях, причем это не обязательно рестораны. Я стараюсь держать баланс и не концентрироваться на чем-то одном. Ведь это хорошо, когда все уравновешено. Последнее время чаще приходится заниматься декором, чем флористикой, делать проекты оформления корпоративных мероприятий в определенном стиле. Это творческая и очень интересная работа, которая требует постоянного поиска новых решений, нестандартных путей. Зато как приятно предложить заказчику решение, которого еще нигде не было!
Цветы нежны и хрупки, не любят жару и ветер, дождь и снег.
-Каковы особенности логистики цветов и цветочных композиций?
-Цветы нежны и хрупки, не любят жару и ветер, дождь и снег. С ними не так просто находить общий язык. Они всегда стараются напомнить, что к ним надо относиться бережно. Безусловно, лучше всего все композиции создавать в месте проведения мероприятий. Тогда риск повредить цветы становиться минимальным. Но очень часто возникают ситуации, когда ресторан или какая-либо площадка не готовы разрешить флористам и декораторам начать оформление рано утром или ночью. Поэтому остается слишком мало времени на воплощение задуманного. Вот и приходится часть композиций привозить «полуфабрикатом», с частичным заполнением.
Цветы перевозятся в специальных баках с водой, упакованными в плотную бумагу, чтобы не сломались. Существуют и отдельные хитрости по сохранению свежести цветов. Бывает, что на конференцию надо доставить горизонтальную композицию длиной 3 метра, а то и больше. Такая конструкция не может быть легко транспортабельной. Приходится делать ее из составных частей, а собирать их воедино уже на месте за выделенные нам полчаса времени.
Для перевозки композиций в стеклянных вазах или мартиницах у нас имеются специальные транспортировочные контейнеры. Особая тема – погрузка и разгрузка, которые могут занимать более 2 – 3 часов. А представляете, каково это зимой в холод, когда надо каждый цветок нужно оберегать от мороза. Прибавьте к этому то, что после мероприятия весь реквизит необходимо забрать и тоже в сжатые сроки, и у Вас получится скромная картина нашей «закулисной» деятельности.
Был один смешной случай, когда крупная фармацевтическая компания заказала нам глобус из цветов диаметром 1 метр. Пришлось долго искать помещение, где дверной проем был больше метра, чтобы там приступить к изготовлению, а потом и заказывать специальный грузовик для доставки такого глобуса.
- Какие последние тенденции Вы бы отметили в декораторском деле?
-Оформление мероприятий происходит всегда в соответствии с пожеланиями заказчика, который часто имеет только общее представление о том, что ему нужно. Наша задача подготовить такие предложения в рамках выбранного стиля, которые устроили бы заказчика. Поэтому стараемся предлагать несколько вариантов решений на выбор.
Предложения свои формируем исходя из того, что модно в Европе, в основном, в Германии, Голландии, скандинавских странах, а также из мастер-классов и презентаций, которые проводятся в Москве. В Москву попадают все цветы, которые продаются на аукционах в Голландии, а также все декоративные элементы для флористов, которые используются в мировой флористической практике. Поэтому сделать можно все.
Последнее время цветы все активнее используются в рамках корпоративных мероприятий и в повседневной жизни.
Последнее время цветы все активнее используются в рамках корпоративных мероприятий и в повседневной жизни. Наши заказчики научились делать осознанный выбор цветов. Сегодня вы не услышите просьбу «поставить на стол цветочки». Вам обязательно закажут конкретный сорт цветов, определенную цветовую гамму, высоту цветочных композиций и многое другое. При этом по-прежнему сохраняется тенденция, в соответствии с которой пожелания наших клиентов формируются исходя из того, что интересного из области флористики или декора они увидели при просмотре различных церемоний с участием звезд или королевских особ.
Кстати, недавно интересовалась, как были оформлены царские обеды в России. Оказалось, что все старо, как мир: те же мартиницы, те же вазоны, те же горизонтальные композиции. Классика всегда в моде. Я большая поклонница классики и мне такое положение дел очень нравится. Люблю классическую музыку и классические композиции из цветов. Видимо сказывается музыкальное образование - музыкальная школа им. Дунаевского по классу фортепиано.
-Каковы особенности подбора того или иного цветочного оформления?
-Будете смеяться, но мы, прежде всего, смотрим на ковер или напольное покрытие в зале. Как правило, оно темное и пестрое. Поэтому выбор цветовой гаммы и прочего декора начинаем с возможного сочетания по цвету. Часто еще тон задают шторы на окнах, которые тоже бывают темными. Конечно, цветы должны быть доминантой на столе, создавая живой цветущий оазис.
Цветы должны быть доминантой на столе, создавая живой цветущий оазис.
Если в кейтеринге используются ароматные травы, то и мы их используем и в композициях. Сочетание, переход цвета, сохранение общей темы праздника – это важно. Важны еще и размеры помещения. Чем выше потолки и больше объем, тем выше хочется сделать флористические композиции. И, конечно, подбор цвета зависит от моды в широком смысле. Поэтому предлагаем широкую палитру по модным цветам сезона, а клиенты выбирают то, что им нравится.
-Как на выбор цветов влияют погодные условия?
-Погодные условия влияют очень сильно. Летом приходится выбирать сорта роз, которые более стойки к жаре. Порой мы просто вынуждены отказываться от цветов, которые совсем не выдерживают жары.
Однажды, по просьбе заказчицы, делала свадебный букет с гортензией, а она сразу поникла. Пришлось переделывать, но и следующую постигла та же участь. Пришлось заменить цветок. Оказалось, что в это время года с гортензией лучше не работать.
А недавно оформляли свадьбу голубой гортензией. Получилось очень красиво. Но официанты открыли дверь, через которую обслуживали столы и возник сквозняк. На улице было прохладно и от возникшего сквозняка цветы поникли. При работе на открытых площадках лучше использовать цветы с более плотными стеблями, такими, чтобы противостоять внезапным порывам ветра.
При работе на открытых площадках лучше использовать цветы с более плотными стеблями, такими, чтобы противостоять внезапным порывам ветра.
Существует также масса особенностей и приемов работы с цветами в зимнее время года. Например, зимой в свадебных букетах использовать можно не далеко все цветы.
-Сухие цветочные композиции и живые цветы. Что используется чаще и от чего это зависит?
-Конечно, я предпочитаю работать со свежесрезанными цветами. Век их не долог, но красота – неповторима. Сухие цветы я также использую, люблю сухую лаванду, колоски. Композиции из сухих цветов предпочитаю ставить не на уровне глаза, а немножко подальше. Если это крупные композиции, то они величественны. Как декор такое оформление срабатывает.
-Свадебная мода и новые тенденции во флористике. Что на что влияет и как?
-Свадебная мода, безусловно, влияет на флористику. Какой выбрать букет зависит от фасона платья и его цвета. Все «мои» невесты показывают сначала свое платье, а потом просят образцы букета и оформления. Очень многие хотят букет как у Кейт Мидлтон, а оформление как на свадьбе королевских особ Европы. Свадебная тенденция в России – это так, чтобы было роскошно.
Какой выбрать букет зависит от фасона платья и его цвета.
-Общеизвестно, что флористы используют доп. аксессуары. Насколько это влияет на ценообразование?
-Если я делаю специальные каркасы своими руками, то на цене это почти не отражается, добавляется только стоимость материалов. Если я покупаю эти аксессуары в магазине, то прибавляю их стоимость. Если приходится заказывать на стороне сложные или крупные конструкции, то учитывается не только их стоимость, но и доставка.
-Формат мероприятий «Open Space» (за исключением свадеб), каким образом подразумевает оформление цветами?
-Open space – это благодатный формат, хотя здесь основная трудность связана с доставкой. Во-первых, это, как правило, езда по пробкам в ближнее Подмосковье, во-вторых, можно использовать крупные конструкции, что всегда трудно доставлять как туда, так и обратно. Люблю оформлять арки цветами, шатры. У нас есть большие вазоны. Правда, для их заполнения надо очень много цветов. Можно делать необычные конструкции с тканями и цветами. Жарким летом «Open space» - это испытание для цветов. Выбор падает на «выносливых».
-Какие необычные элементы декора Вам приходилось использовать?
- Для оформления автосалона я использовала декоративные качели, с двух сторон украшенные цветами. На качели посадила огромного медведя с цветком. Качели делали сами. Это было сезонное весеннее оформление, но вот уже и сезон сменился, а качели все еще висят. Там создана зона отдыха для клиентов, в которой всегда много посетителей. Многие фотографируются с нашими цветочными качелями.
На конкурсе «Московская весна 2013» я создавала в рост человека рельефную гору, каркас которой был выполнен из металлической сетки. В качестве декора были использованы ветви деревьев, мох, натуральные камни. Пик горы был покрыт воском, стекающие языки которого имитировали ледяную шапку и снежные лавины. Композиция была посвящена Олимпиаде 2014 года в Сочи.
-Вспомните самый курьезный случай из Вашей практики.
-Под Новый год мы делали новогоднее оформление помещения одной компании. Нарядили огромную елку, под елку положили очень много декоративных коробок разных форм и упакованных в разноцветную бумагу с бантами, цветами и лентами. В целом эта композиция по задумке заказчиков должна была создать картину обилия новогодних подарков «под елкой». По рассказам сотрудников, после новогодних праздников елку разобрали, а подарочные коробки все распаковали в надежде найти там настоящие подарки. Но, увы…. Это были декоративные коробки. А они ведь нам поверили! Теперь думаю, что если кто-то попросит декорировать подарочными коробками елку, то положу в каждую коробку по игрушке, чтобы никому не было обидно.
Беседовал Кирилл Погодин, руководитель проекта CateringConsulting.ru