Надежда Макова, основатель медиа-холдинга Live Communication Group и генеральный продюсер первой экспертной премии площадок Live.Venues Award - международный эксперт с 10-летним опытом работы в индустрии. Event-market удалось встретиться с Надеждой и расспросить её о том, какой должна эффективная экспертиза и почему премия Live.Venues Award - революционный продукт.
— В апреле этого года стартовал прием заявок на первую экспертную премию event-площадок Live Venues. Насколько значимо это событие для event-индустрии, в чем его уникальность?
— Последнее время так называемые профильные премии, словно грибы, плодятся на отечественном event-рынке. Без каких-то понятных критериев отбора, без прозрачной системы голосования, вплоть до того, что даже не ясно, а голосовали ли вообще эти люди, заявленные на сайте проекта, или они в глаза не видели работы номинантов?! Я убеждена, что нельзя определить лучших по картинке, по видеоролику, даже по виртуальному туру. Это все равно что покупать машину, пройдя тест-драйв в очках виртуальной реальности. Такой отбор совершенно необъективен и превращается в конкурс видеографов. В машину надо сесть, в ней надо прокатиться. За основу оценки номинантов премии мы взяли именно этот принцип тест-драйва и заручились обещанием всех членов экспертного совета лично посетить каждую номинированную площадку или предоставить отчет о проведенном там мероприятии, доказав, что тест-драйв пройден. Публикация оценок экспертов в режиме онлайн станет объективным подтверждением того, что все люди, заявленные на сайте премии в разделе «Экспертный совет», реально существуют и реально оценивают.
— Как именно будет реализован «тест-драйв» площадок?
— Каждый эксперт дал обязательство и письменное согласие на то, что он или представитель его агентства обязуется посетить все участвующие в премии площадки и добросовестно заполнить чек-лист, который, кстати, состоит почти из сорока пунктов, мы потратили на его проработку больше месяца. И это тоже к вопросу об экспертности премии. В его разработке, замечу, принимали участие специалисты из пяти сфер, которые взаимодействуют с площадкой: event-менеджер, кейтеринг-менеджер, технический директор, декоратор и режиссерская команда. Убеждена, что номинанта необходимо рассматривать со всех сторон, чтобы признать его действительно лучшей локацией для проведения того или иного формата событий. Если же члены экспертного совета уже проводили свои event’ы на территории определенной площадки, то заново выезжать туда они не будут. Однако обязуются предоставить фото-/видеоотчет в качестве подтверждения знания локации и также заполнить чек-лист.
— Большой акцент вы делаете на том, что премия экспертная. Какую сверхзадачу ставите перед собой?
— Определить лучшие площадки — это всего лишь одна из целей проекта. Сверхзадача — провести детальный анализ всех площадок, которые есть в шести городах, участвующих в премии: Москва, Петербург, Сочи, Казань, Краснодар и Ростов-на-Дону, и создать для организаторов качественную экспертную базу, которой они смогут пользоваться совершенно бесплатно. Рассказать об этих площадках, помочь им провести собственный анализ, определиться с позиционированием, устранить какие-то неполадки или доработать их после анализа экспертов. Все номинанты без исключения будут опубликованы на сайте в виде картотеки, разбитой по формату событий. Главное отличие от других каталогов и баз, которые сейчас делают все кому не лень, — все площадки будут действительно проверены и проанализированы экспертами со всех сторон и в каждой из категорий.
— Сколько пунктов в чек-листе премии?
— В чек-листе сорок критериев оценки. Мы ставим перед собой задачу провести комплексный серьезный анализ, который в первую очередь будет ценен для самих площадок. Он поможет выявить слабые места, над которыми необходимо работать, поможет стать лучше. Для всех одни плюсы.
— В таком случае вопрос: как будете обеспечивать объективность голосования и выбора? Эксперты тоже люди и могут закрыть на что-то глаза.
— Присутствие человеческого фактора — абсолютная норма для любых премий. Даже «Оскар» не исключение. Однако, чтобы увеличить объективность, мы разделили голосование на несколько этапов. Первый этап — экспертный. Каждый эксперт или его представитель выезжает на площадку и заполняет чек-лист. Второй этап — народное голосование. Мы знаем, что существует возможность накрутки баллов. Тем не менее система народного голосования используется самыми знаменитыми премиями страны. С технической стороны мы достаточно оснащены, чтобы предотвратить накрутку и получить объективные оценки. Итоговый балл будет подсчитываться следующим образом: 30% — результаты народного голосования, 70% — экспертная оценка.
Помимо этого, как я говорила ранее, каждая экспертная оценка будет опубликована на сайте, что накладывает дополнительную ответственность. В прошлом году меня пригласили стать членом жюри одной международной event-премии. У организаторов было одно условие — все оценки жюри будут опубликованы, голосование открытое. Это очень классно, потому как каждого эксперта это здорово организует, добавляет ответственности. Ты понимаешь, что не можешь проставить баллы от балды, потому что устал смотреть кейсы и хочешь домой. Фактически каждый из номинантов имеет право подойти к тебе и попросить обосновать свою оценку. Поэтому ты начинаешь въедливо и объективно оценивать каждого. И вот это по-настоящему важная история, которую в нашей стране еще никто не делал. Мы будем первыми. Посмотрим, что из этого получится.
- Вы говорите о премии Live.Venues как о первом проекте в этом роде. Но совсем недавно информационный портал 4banket.ru запустил премию "Столичный банкет". В чем ваши отличия?
- "Столичный банкет" - премия, которая проводит экспертизу в сегменте HoReCa на рынке Москвы и Московской области. Live.Venues - это экспертная премия event-площадок с географией 6 городов. У нас нет пересечений ни по целевой аудитории, ни по позиционированию, ни по системе голосования. Два разных полезных проекта, решающих разные задачи.
— Вы много путешествуете, часто являетесь приглашенным спикером и экспертом на европейских событиях. В Европе формат премий — престижная и уважаемая история. В России же отношение к подобным мероприятиям, мягко говоря, недоверчивое. Почему так происходит?
— Самое нелепое, что не укладывается в голове и с чем мы будем бороться, то, что для людей премия — это просто церемония, нарядный event. Оргкомитет уделяет немыслимое внимание, тратит силы, ресурсы и время на организацию именно финальной церемонии. Хотя, по сути, церемония в премии — это маленькая, ничего не значащая деталь. Просто тусовка. Такую тусовку можно организовать и без повода. Профессиональная премия — это прежде всего процесс определения лучших в своей отрасли по конкретным критериям конкретными признанными экспертами в этой области по конкретному механизму. Самое важное — это всё, что происходит ДО церемонии. Содержание. Но, к сожалению, в отечественной event-индустрии до сих пор профильные премии — это всего лишь повод организовать тусовку.
По этой причине сама экспертиза, процесс формирования экспертного совета, оценка, официальные положения — все уходит на задний план. Главным становится вопрос «как собрать деньги с номинантов». Причем регистрационный взнос — это важный и обязательный атрибут, но номинанты должны что-то получать ведь за свой взнос… Хотя бы, чтобы их проект оценило заявленное жюри. Как минимум. Еще вопросы очень важные для экспертных премий о том, какой дресс-код сделать или кого позвать ведущим. Эти порывы, конечно, прекрасны, но все-таки профессиональные премии — это кропотливый труд, это процесс, направленный на выявление объективно лучших и тем самым на развитие индустрии. В нем должен быть смысл! Хотя бы раз задайте себе вопрос: «Зачем я это делаю?»
— Вы задавались этим вопросом?
— Конечно. Мы делаем премию площадок, чтобы упорядочить хаос, который уже давно происходит в этой области, чтобы создать компетентный ориентир для организаторов событий, облегчить их жизнь и повысить качество индустрии. Ежегодно открывается множество новых, никому не известных площадок. Тем не менее каждый день я лично сталкиваюсь с вопросом от коллег и друзей из event-агентств: «Где найти площадку? Кому доверить свое событие?» Потому что «там плохо одно, здесь плохо другое». Некачественный менеджмент, непонятная логистика, проблемы с электричеством. Цель премии, по сути, очень социальная — провести глубинный областной анализ и сделать базу рекомендованных event-площадок.
— Помимо всего прочего, у людей существует предубеждение относительно «финансового входа» в премию. Как работаете с этим возражением?
— Сразу отвечу на обвинения неадекватных людей в том, что премия — это очередной сбор денег. Не надо всех под одну гребенку. J Регистрационный взнос — это компенсация, бюджет, который необходим для реализации такого масштабного проекта. Начиная с этапа разработки продукта, у нас работает команда из четырех человек. Потому что «на коленке» или у подружки на кухне такой проект качественно сделать невозможно. Мы вкладываемся в разработку, чтобы автоматизировать систему голосования и не заставлять экспертов файлы в google.docs заполнять. Организационные расходы. Сама церемония тоже отдельная финансовая статья. Много всего. Одним словом, капитал, собранный с регистраций, — не прибыль и не возможность заработать, а абсолютно обоснованный взнос, как и в любой экспертной премии за рубежом. Именно эти средства и помогают создать по-настоящему качественный продукт. На этом я хочу сделать большой акцент, это важно понимать. Регистрационный взнос 15–20 тысяч рублей соизмерим с ежемесячной платой за присутствие в каком-нибудь онлайн-каталоге, которых сейчас стало великое множество. При этом ваша площадка будет в списке из 800 других, а сам портал посещает пара сотен случайных фрилансеров. Про затраты на клиентские мероприятия не стану даже говорить. Бюджет клиентских мероприятий, организуемых площадками, измеряется не 15 и 20 тысячами рублей, а сотнями тысяч. И нацелены они на те самые агентства — лидеры рынка, которые и есть наш экспертный совет.
— Соглашусь. Клиентские мероприятия — внушительная статья расходов для компаний.
— Адекватные площадки несколько раз в год делают мероприятия для клиентов и тратят на это несоизмеримо больше денег. С учетом тех возможностей, которые предлагает участникам премия Live Venues: получить контакт с целевой аудиторией, экспертами, которые лично посетят площадку, — регистрационный взнос премии можно смело назвать не тратой, а, мягко говоря, очень эффективным вложением.
— Предлагаю финализировать. Какие двери в индустрию откроет площадкам участие в премии Live Venues Awards?
— Первое — прямой контакт с целевой аудиторией и экспертами, живое общение, посещение площадки экспертным советом, в который входят представители топовых агентств и компаний города.
Второе — включение в бесплатную библиотеку, картотеку лучших event-площадок страны, которая будет доступна на сайте премии в течение всего срока существования проекта — а это десятилетия.
Третье — это привлечение крупных клиентов и новых форматов событий, для которых данная локация раньше не рассматривалась. Например, для арт-пространства или спортивных площадок это возможность заявить о себе для организаторов деловых событий, для конгресс-центров — возможность показать свои возможности организаторам автомобильных презентаций и так далее. Уникальная возможность расширения своего бизнеса, пересмотр позиционирования.
В заключение хочу призвать дорогих и уважаемых коллег смотреть на все под адекватным углом и создавать наконец действительно качественные продукты, вместе развивая нашу любимую индустрию.